Карманы к осмотру
Если все пойдет по намеченному плану, в чем особо сомневаться не приходится, то уже скоро федеральная статистика будет отражать новый показатель, учитывающий ВСЕ доходы населения. Помимо показателя «среднемесячная заработная плата по субъекту Российской Федерации» в статистике так же появится «среднемесячный доход от заработной деятельности». Планируется максимальный учет оплаты любого труда россиянина, а не только по трудовой книжке. В отличие от прежней системы контроля за деятельностью организаций и предпринимателей, теперь станут возможны выборочные проверки физических лиц.
Воображение сразу рисует картины, когда на кассах супермаркетов начинают спрашивать паспорт, а копии чеков отправлять в налоговую. Тем временем в садоводческих товариществах налаживается строгий учет помидоров и огурцов, которые налогоплательщик снимает со своих грядок. Ведь личные подсобные хозяйства в итоге тоже могут заинтересовать Росстат...
На деле все, скорее всего, будет куда проще. Достаточно «прижать» хождение наличных денег. Ограничить максимальную сумму покупки через кассу, свыше которой все придется идти оплачивать через банк. Сделать это можно хоть сейчас. Есть только техническое ограничение - в регионах много деревень, в которые еще даже интернет толком не добрался, не говоря уже о терминалах для безналичного расчета по банковским картам. Впрочем, сие уже не суть важно. Ведь основные финансовые потоки крутятся в Москве и Питере.
Только почему-то кажется, что контроль за доходами не коснётся именно тех, кто готов (как в анекдоте) менять старую машину на новую, когда заполнится пепельница. А простое население и так не жирует, сполна расплачиваясь за слабый рубль. Про покупку квартиры на отложенные с зарплаты деньги уже сочиняют анекдоты (сколько сотен лет надо копить). Даже микрокредиты превращаются в кабалу. И контроль доходов отнюдь не означает, что если человеку не хватает средств на жизнь, ему кто-то их добавит. А вот после крупной покупки, его спросят – откуда денежки, голубчик? Да, например, в США давно действует система тотальной налоговой слежки, но нельзя из западного опыта выдёргивать только то, что «хочется» бюджету.
Сейчас нас пытаются убедить, что снижение доли серых и чёрных зарплат, прозрачность доходов граждан повысит собираемость налогов, улучшит социальную защищённость работников. Мол, будем жить-поживать, да добра наживать. Звучит не очень убедительно, особенно если вспомнить, что при советской власти все доходы были белыми, но достойного уровня жизни нынешним пенсионерам это не обеспечило. Заявления, что у нас самые низкие налоги среди «цивилизованных» стран, просто смешны. Хотя бы потому, что большинство трудящихся не имеет элементарной уверенности в завтрашнем дне.
И тотальная налоговая слежка вряд ли здесь поможет. Скорее она станет очередным бременем на бюджет, поскольку потребует создания дополнительной структуры (в США эта самое крупное по численности подразделение министерства финансов). Гораздо эффективнее было бы борьбу с коррупцией перевести из разряда номинальных в первоочередные. Чтобы не было многолетних комедийных мыльных опер в стиле разбазаривания имущества министерства обороны. Тогда не увеличение собираемости в бюджет, а эффективность трат из него сделает экономику страны сильной. Когда будет результат, тогда и налоги будут платить охотнее...
P.S. Кстати, о методике определения среднемесячных доходов работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц, Минтруд, Минфин и Минэкономразвития должны договориться в течение ближайших трех месяцев. Получается, что между статистическими данными до настоящего момента и после будет проложена своего рода граница и невозможно будет увидеть реальную динамику развития экономики на пике кризиса. Выходит, что правительство ожидает, то ему и покажут, подогнав результат статистики под желаемое. Ничто не ново под луной, когда-то были «приписки». И боролись с ними нещадно, но похоже никуда они не делись. Те люди, которые умели грамотно «корректировать» отчетность, отправляемую наверх.
Евгения Т.