Оптимизация шагает по стране
В истории российских железных дорог 2015 год определённо должен быть отмечен как знаковый. Впервые за послевоенное время, единая система пригородных пассажирских перевозок не только распалась на фрагменты, но и местами временно перестала существовать. В некоторых областях люди оказались буквально отрезаны от цивилизации.
Аргументировалось это недостатком финансирования. У регионов не хватило денег на оплату непомерно раздутых счетов пригородных пассажирских компаний. И только после вмешательства Президента все отменённые электрички (около трёхсот!) вернулись на маршруты. Но грядущий 2016 год опять может начаться с массовых отмен пригородных поездов и народных возмущений. Проблемы остались нерешёнными. Тарифы не уменьшились, деньги в регионах не появились.
Истоки проблемы кроются в реформе железнодорожного транспорта, стартовавшей в начале 2000-х. На одном из ее этапов появились дочерние общества РЖД - пригородные пассажирские компании. Вполне себе бредовая экономическая модель, но с точки зрения распиливания бюджетных средств...
По идее системы регионального заказа на пригородные перевозки, субъект федерации заказывал (и оплачивал в виде дотаций) курсирование поездов по своей территории. Пока бюджет страны мог себе позволить, все было хорошо. Теперь же регионы обоснованно засомневались в обоснованности сумм, выставляемых пригородными компаниями. Примерно пять лет назад объемы движения пригородных поездов начали сокращаться. Этот процесс захватывал всё больше регионов и сейчас вылился в настоящий кризис.
Согласно некоторым заявлениям, оставлять электрички на многих маршрутах невыгодно – они ходят полупустыми. По этой логике, электричка имеет право быть только тогда, когда пассажиры набиваются в неё как шпроты в банку. В принципе на маршруты с низким потоком можно ставить «рельсовые автобусы» - поезд из нескольких вагонов, но этот транспорт, судя по всему, долго будет оставаться экзотикой. Тем временем кроме нехватки средств у региональных властей в принципе отсутствует желание отдавать даже имеющиеся деньги «дочкам» РЖД. Основная претензия регионов — непрозрачность экономики пригородных компаний. Почти все они не имеют своего имущества, арендуют электропоезда и депо у материнской компании РЖД, на что уходит почти 85% собираемых денег.
Пока власти и семейство железнодорожных монополистов борются за капитал, страдают обычные люди. Им предлагают потерпеть и временно воспользоваться другими видами транспорта. Например, авиа-сообщениями... Очевидно «кукурузниками», поскольку трудно представить себе посадку на «Боинг» в Электростали до Москвы с залетом в Балашиху и Старую Купавну. Это похоже на знаменитое: «У них нет хлеба? Пусть едят пирожные».
Так же предлагается заменить электрички автобусами. Но иначе как издевательством это не назовёшь. Во-первых, сколько автобусов нужно запустить для равноценной замены всего одной электрички? Во-вторых, а дороги-то где? Есть населённые пункты, куда кроме как по «железке» и на тракторе попасть нельзя.
Учитывая неравномерность развития регионов государство должно быть заинтересовано в развитии железнодорожных пассажирских перевозок. Это повысит мобильность населения и одновременно разгрузит автодороги. Но сейчас мы наблюдаем, как эффективный транспорт чьими-то старательными усилиями становится «пережитком прошлого». Это грозит дальнейшим разрушением территориальных связей и, пожалуй, уже является вопросом национальной безопасности. Экономика деградирует и не позволяет регионам иметь такую роскошь, как пригородные поезда, а их отсутствие эту деградацию усиливает.
Евгения Т.